Наездник-2
- 1995
- Холст, масло, 71 × 71
И «Наездник-1» и «Наездник-2» были написаны в один год и, кажется, могли бы войти в одну серию живописных работ, но роднит их разве что близость названий.
Как бы не всматривались мы во второго «Наездника», Вивальди мы не услышим. Зато вспомнится совсем иной музыкалный опус: «Страсти по Иоанну» Софии Губайдулиной, проникнутые глубокой озабоченностью судьбами современного мира.
Но «Страсти по Иоанну» Губайдулиной объясняют «Наездника-2» лишь опосредствованно, отдаленно. Зато в литературе нахтодится прямая, кажется, аналогия: «...духи тысячами рассаживались на исполинских пауках, жабах со слоновыми хоботами, клубках свившихся змей... С диким воем и скрежетом боролись они друг с другом, сильнейший пожирал слабейшего и тут же толстел, доказывая этим, что Смерть дает начало Жизни и Жизнь Смерти». Это из «Легенды об Уленшпигеле», Шарля де Костера, очень многими любимой книги.
Кирилл Зеленой, искусствовед