Рачковская
Наталья Аминовна

Живопись • Скульптура • Керамика

Пресса /

Доклад «Живопись как метафизика»

Прекрасно то, что возникает из внутренней душевной необходимости.
Прекрасно то, что прекрасно внутренне…

В.В.Кандинский

Человек смотрит сквозь призму своих ценностей и убеждений на все, что нас окружает. Это — территория, где каждый обладает собственной философией, имеет свой взгляд на окружающий его мир. Но из чего соткан мир любого из нас? Что делает его таковым? Часто ли мы думаем и рассуждаем об этом, как и о более важных понятиях: изначальности и природе мира, бытии и важности происходящих с нами событий?

В трактате о метафизике, где собраны сочинения Аристотеля, говорится о причинах и началах бытия и знании о том, что такое истинное бытие само по себе. Эти искания будут всегда присутствовать в жизни людей. Однако поиск истинного бытия может осуществляться не только средствами философских трактатов, но и средствами искусства, в данном случае живописи.

Метафизическая живопись возникла как направление в искусстве Италии в начале ХХ века. Такая живопись не подчинена логике. Она опирается на действительность, интерпретируя её, акцентируя внимание на изображении избранных предметов и намеренном подчеркивании отдельных фигуративных элементов. Через неё художники выражали собственную философию, поиск сущности окружающего мира. Однако и воспринять метафизическую живопись довольно сложно, ведь она чрезвычайно глубока и таинственна. Её образы словно взяты из снов, ведь именно там нет никаких границ.

Живопись, как метафизика — всегда загадка. Категория l'enigma («загадка»), лежащая в основе метафизической живописи, означала личное воспоминание, «неожиданное и волнующее уточнение деталей, будоражащих воображение, которые хранятся в ощущениях, ностальгии по детству». Так писал итальянский художник Джорджио де Кирико, (считающийся основателем метафизической живописи) в книге «Воспоминания о моей жизни» (1945). Он определял художника, работающего в этом направлении, как «метафизика», создателя «новой психологии вещей». Именно это ощущение загадки и тайны лежало в основе творчества символистов, которым особенно увлекался Джорджио де Кирико. Он полагал, что под покровом привычной жизни cкрывается иная реальность. Художник как бы прозревал ее, и эти ви́дения стали отличительной чертой его художественного мира. Достигнув успеха, он написал ряд картин, одна из которых  носит название «Меланхолия и тайна улицы». Особенность этой картины в том, что объекты написаны в различных проекциях, хотя на первый взгляд картина выглядит цельной. Фургон написан в изометрической проекции, дома — в перспективных проекциях, причем разных — центры проекции дома слева и дома справа сильно отличаются. Существует мнение, что «геометрия картины сознательно изменялась для поэтических целей. Ранние работы Джорджио де Кирико оказали существенное влияние на формирование сюрреализма. Тот факт, что "метафизики" объединяют в своих картинах элементы фантастики и реалистического изображения действительности, и привлекает к их творчеству сюрреалистов. Царящая в полотнах "метафизиков" атмосфера "тревожной необычности" очень близка идеям сюрреалистов, стремящихся "изменить жизнь" путем освобождения подсознания и стирания граней между сном и явью. Джорджио де Кирико определял свою метафизическую живопись как «философию в эпоху, когда философия прекратила своё существование». Философичность искусства подчеркивается и у русского живописца  Кузьмы Петрова-Водкина, где живопись становиться «философией в красках». 

После знакомства с де Кирико ещё у одного художника сформировался собственный стиль в духе метафизической живописи. Для творчества Карло Карра было характерно упрощение форм, изображение манекенообразных фигур (нередко без лица) или апокалипсических сюжетов. Карло Карра писал о метафизической живописи, как о живописи звуков, шумов и запахов:

«До 19-го столетия живопись была искусством тишины. Художники античности, эпохи Возрождения, 17-го и 18-го веков, никогда не представляли возможности отображения звуков, шумов и запахов в картине, даже если они рисовали цветы, шторм на море или грозовое небо. … Мы, футуристы, утверждаем, что внесением элементов звука, шума и запаха, мы прокладываем новые пути в живописи.

…Совершенно ясно, что молчание статично, а звуки, шумы и запахи подвижны; звуки, шумы и запахи — это ни что иное, как различные виды вибраций разной силы; любая последовательность звуков, шумов и запахов запечатлевается нашим разумом в виде арабески форм и цветов.

…Для создания всеобщей картины, требующей активного сотрудничества всех органов чувств, картины, представляющей пластическое состояние универсального разума, вы должны рисовать звуки, шумы и запахи».

Метафизику в живописи  разные художники  рассматривают и трактуют по-своему, так же как и зритель может истолковать её для себя со своей точки зрения.

Метафизическая живопись многогранна и каждый может увидеть в ней свою грань, основываясь на собственном опыте, собственном представлении. Такая живопись — это не просто живопись, которая доставляет исключительно эстетическое наслаждение. Её рассматривание не ограничивается одним лишь эмоциональным переживанием, она заставляет зрителя остановиться, задуматься, углубиться, и, чем дольше ты смотришь, тем сильнее желание разгадать. Но для художника каждая грань живописи важна и равноценна, так как она выражает разнообразные сферы жизни, как личностно-индивидуальной, так и общественной.

 И тут важно не потерять себя, не сломаться, и не попасть под влияние общественного мнения, не идти в контексте современной парадигмы, но идти в сугубо личностном понимании бытия. Метафизическая живопись дает нам возможность прикоснуться к внутреннему миру, мировоззрениям, ценностям автора, и узнать о произошедших событиях в его жизни. Но внутреннее содержание картины не лежит на поверхности и выражено не прямым текстом, а зашифровано с помощью различных метафор, символов, иронии. Аллегоричность, метафора, символ становятся основой для выхода мысли за рамки обычной логики, а контраст  между реалистически изображенным предметом и окружающей его странной, несвойственной для него атмосферой, усиливает ирреальность изображения. Задача вдумчивого зрителя заключается в умении наладить диалог с живописным изображением, что предполагает, в конечном итоге, диалог с самим автором.

Так состоялся мой диалог с живописными работами Натальи Аминовны Рачковской. Её работы раскрыли  внутренний мир автора, поведали о ценностях и впечатлениях от окружающего нас мира, открыли новые для меня понятия. Но я не смогла бы осознать все увиденное без помощи автора, ведь такая живопись никогда не воспринимается поверхностно и не может быть общедоступной.

Картины Натальи Рачковской выступают в роли своеобразной летописи жизни художника. Каждая работа отражает внутреннее состояние и является плодом интуиции, глубокого размышления, анализа окружающей действительности. Многие работы сделаны мозаично, этот прием позволял вести работу по частям.  Другие картины носят экспрессивный характер, когда множество красок образуют сложный колорит.

 Колорит — одна из важнейших составляющих живописи, особенно метафизической,  где цвету придается символический смысл.  Живопись художницы наполнена символами, помогающими выстроить тот самый диалог.

Неотъемлемым составляющим в работах художника является фактура. Она играет немало важную роль в чувственном, тактильном восприятии. Некоторые керамические работы выполнены в весьма сложной технике, где автор, экспериментируя, соединяет воедино совершенно разные материалы.

Безусловно, присутствие разнообразных жанров в творчестве Натальи Рачковской, а именно графики, масляной и пастельной живописи, скульптуры, непосредственно связано с детством художницы. Ведь именно с ранних лет она начала собственный творческий путь.

Картины Натальи Рачковской — это поиск ответов на вопросы, стремление раскрыть нравственные и духовные проблемы на том уровне, который предельно доступен визуальному выражению живописного материала личной жизненной философии.

Поиск себя, поиск гармонии внутри себя, своего места в искусстве, стремление обрести равновесие в жизни и в творчестве, — все эти вопросы присутствуют в серии картин «В поисках равновесия». Это стремление  пронизывает всю картину, выражая себя в равновесии  цвета,  линии,  композиции.

В контексте серии «В поисках равновесия» идет серия «Игра в треугольники». Человек играющий — человек развивающийся. Игра — способ в итоге открыть правду для себя. Человек творя, играет: играет с собой и с миром.

Некая игра в своем проявлении присутствует в серии «Наездники». Автор выражает личное осмысление взаимоотношений между людьми.  

В появлении названий последующих серий прослеживается логическая цепочка. Если в сюжетах серий «Наездники» и «Ноша»   автор  делает акцент на психологической ситуации, то «Птица и её человек» раскрывает более глубокий душевный уровень.

 «Композиция является не чем иным, как предельно закономерной организацией жизненных сил, заключенных в элементах в форме напряжений». (В.В. Кандинский) Живописные картины художника заключают в себе очень многое. Это своеобразный «котел» с невероятным множеством составляющих. Нужно пройти определенный путь, путь внутренних сомнений и глубоких раздумий, осмыслений, опираясь на жизненный опыт, чтобы картина «родилась». Каждая работа включает в себя длительный подготовительный период, тщательную разработку «плана действий» и долгие часы работы. Однако иногда хочется отпустить себя и просто выплеснуть всё одним взмахом кисти. Серия картин «Палитра моей интуиции» относится именно к таким работам.

Мы часто упускаем из виду маленькие жизненные радости, которые окружают нас повсюду.  Именно большая радость в маленьком событии показана с невероятной нежностью и любовью в картине «Светлячок». Две склонившиеся фигуры смотрят на светлячка, трепетно держа его в руках. Это тот самый момент, когда весь наш мир мы можем увидеть в маленьком существе:

В одном мгновенье видеть Вечность,
Огромный мир
 в зерне песка,
В единой горсти
 бесконечность,
И небо
 в чашечке цветка.

Уильям Блейк

Живопись создается цветом, поэзия — словами, музыка — нотами, но все они выступают инструментом для глубокого философского осмысления бытия. Личную философию можно излагать не только словесно, но и на холсте. И художник имеет на это право.

В работах живописца не всегда присутствуют узнаваемые, привычные для нас формы, иначе было бы все слишком просто. Но в каждой картине достаточно подсказок, чтобы разобраться в её смысле. В некоторых случаях главную роль может играть символика цвета, пластичность линии, а иногда некоторые образы сами выступают в качестве символа, указывая нам правильный путь познания картины.

Во многих работах автора прочитывается религиозный подтекст. Особенно это чувствуется в картинах последнего периода.

Картина «Хранитель древности» доносит до нас невероятную грусть и печаль. На ней — символическое изображение Ангела, сидящего на развалинах разрушенного храма.

Живопись Натальи Рачковской — это философия художника, непоколебимая и независимая, которая написана не с помощью букв, а с помощью красок. Вера в собственные силы, выбор направления, неуклонное движение по своей, отличной от других, дороге, настойчивое стремление разобраться в загадках мироздания, максимально используя живописные средства, и определило творческий путь Натальи Рачковской.

Список литературы

  1. Грибоносова-Гребнева Е.В. Творчество К. С. Петрова-Водкина и «метафизическая живопись» / Е.В. Грибоносова-Гребнева. — Москва: Галарт, 2011.  — 199 с.
  2. Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве / Е.А. Некрасова.  — Москва: Искусство, 1975. — 256 с.
  3. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости / В.В. Кандинский  — Спб: Азбука-классика, 2005.  ­— 95 с.
  4. Кандинский В.В. Одуховном искусстве / В.В. Кандинский.  — Спб: Ленинград, 1989. ­— 73 с.
  5. Наталья Рачковская. Диалоги/ К. Зеленой [и др.].  — Минск:  Арт Дизайн, 2003. — 44с.
  6. Рачковская Наталья Аминовна. — Режим доступа: http://rachkovskaya.by/. — Дата доступа: 15.01.2015.
  7. Часть 8. Метафизика Аристотеля. — Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000694/st007.shtml. — Дата доступа: 01.03. 2015.
  8.  Галерея / Сюрреализм / Джорджио де Кирико. — Режим доступа: http://vpn.int.ru/index.php?name=Album&file=index&do=showgall &gid=36. — Дата доступа: 10.02.2015.
  9.  Авангард в искусстве и литературе / Футуризм / Футуризм в Италии / Карло Карра. — Режим доступа: http://arthistory.bench.nsu.ru/?int=VIEW&el=305&templ=SHOW&b_id=73. — Дата доступа: 12.02.2015.
  10.  Метафизическая живопись.  —  Режим доступа: http://www.veresshagin.ru/?item=d6175ade-10d7-48bf-8181-f3c039dff29d&termin=8f1db56d-9fd8-4d3e-9316-bf934ac108f2. — Дата доступа: 15.02.2015.